Технология построения проблемной лекции
От преподавателя требуется высокая компетентность как в области преподаваемой им науки, так и в плане дидактического управления, технологии обучения.
В ходе проблемного обучения учащиеся не только слушатели, но и активные участники. Их внимание и мышление направлены на понимание содержания изучаемого вопроса и осознание структуры познавательного процесса, на анализ проблемы, ее решение и оценку результатов. Упражнения студентов в логике решения проблемного вопроса открывают большие возможности для развития исследовательского стиля мышления, столь необходимого сегодня для грамотного педагога.
Для проблемного чтения лекций кроме логически грамотного структурирования содержания большую роль играют разнообразные эмоциональные оценки явлений и событий и инструктивные указания по организации учебно-познавательного процесса: «давайте проследим», «попробуем поразмыслить», «проанализируем», «представим себе, что...», «следите за логикой доказательства» и т. д. В тексте лекции могут содержаться указания, предопределяющие этапы учебно-исследовательского познания: «сконструируем гипотезу», «построим предположение», «проверим достаточность условий», «сформулируем проблему», «выделим в ней известное и неизвестное», «сконструируем проблемную задачу», «попытаемся сделать вывод», «проверим его достоверность» и т. д. Такие указания помогают управлять логикой мышления, вести мысль и педагогически надежно включать учащихся в ту или иную операционную логическую структуру, организовывать их поисковую мыслительную деятельность.
Наблюдения показывают, что использование в проблемной лекции подобных указаний благоприятно сказывается на управлении вниманием слушателей, устанавливается психологическое единство между преподавателем и слушателями, а мыслительная деятельность обучающихся протекает более активно. У студентов формируются ориентировочные основы действий адекватно заданным условиям их выполнения, глубоко осознаются производимые действия, процесс учебного познания протекает на высоком уровне внутренней активности.