Технология построения проблемной лекции

Приведенная проблемная лекция содержит как бы один крупный виток акта познавательной учебной деятельности: анализ информации, содержащейся в задаче, и той дополнительной информации, которую вводит преподаватель во время разъяснения отдельных положений и понятий; построение гипотезы — выбор варианта решения, оценка гипотезы в ходе обсуждения с преподавателем.

Детальный анализ структуры данной проблемной лекции, в которой представлена генеральная задача и ее решение, обнаруживает более сложную логическую схему, так как в логическое содержание диалогической и сообщаемой информации включается ряд внутренних подзадач, которые выводятся в соответствии с логикой генерального направления. В качестве таких микро задач можно привести следующие: как влияет экономическая и политическая среда общества на социальный заказ школьному образованию; как обстоит вопрос с рабочей занятостью в стране и как эта специальная проблема влияет на целевую позицию школьного образования? В стране появились альтернативные структуры школьного образования. Как можно интерпретировать это явление в аспекте концепции развития школьного образования? Можно ли и каким образом следует страховать эквивалентность образования в альтернативных структурах, а также эквивалентность школьного образования в разных регионах страны? И т. д.

Решение каждой из этих задач имеет свою структуру, сохраняющую характеристику проблемности. Такие проблемные задачи создают микроструктуру проблемного обучения. Построение таких задач и способ введения их в учебный процесс могут быть различными, поэтому учебно-познавательный процесс протекает под управлением преподавателя, имеет свои отличительные особенности.

Например, первая задача о влиянии политической и экономической обстановки в стране может быть рассмотрена на основе сравнительного исторического анализа развития школьного образования. Необходимо провести со студентами анализ идеологических эпох развития общества, актуализировать их знания, ввести новую дополнительную информацию о том, каким образом школа отражает периоды развития нашей страны. Итогом исторического анализа будет прогнозирование развития школы в демократическом, гуманистическом направлении.