Технология построения проблемной лекции
«Мне не приходилось встречать в литературе случаев, когда этот вопрос решался бы в пользу ума. Обычно сам этот вопрос ставился для того, чтобы развернуть учение о примате воли в деятельности полководца». Чрезвычайно типичной является в этом отношении точка зрения Драгомирова. По его мнению, «из всех знаний человеческих война есть дело в значительной степени более волевое, чем умовое». Как бы план ни был гениален, он может быть совершенно испорчен исполнением, а исполнение лежит в области воли, если не исключительно, то в сравнительно большей мере, чем в области ума. Самые невероятные подвиги совершены почти одной волей: пример — переход Суворова через Альпы в 1799 году» .
В данном случае автор гипотетически определяет путь решения: воля является главным компонентом. Гипотеза выстраивается на основании известных исследований Драгомирова и аргументируется историческими примерами, когда воля, решительность, настойчивость определили, по мнению автора, успех военной операции.
Как только сформулирована эта гипотеза и дано ее аргументированное решение, автор осуществляет контроль. Правильны ли исходные данные задачи: что является функцией ума и воли, можно ли согласиться с идеей, что осуществление военных планов — дело исключительно воли и характера — определяет ум и действия полководца? Проведенная ревизия исходного положения показывает, что это не так, поэтому автор вводит поправку:
«Не давая еще общей оценки этой точке зрения, укажу попутно, что здесь имеет место одно очень распространенное заблуждение. Функцией ума считается выдумывание планов, функцией воли — исполнение их. Это неверно. Исполнение планов требует ума не меньше, чем воли. А с другой стороны, в деятельности полководца задумывание плана обычно неотделимо от его исполнения. В этом одна из самых важных особенностей интеллектуальной работы полководца».
Автором введена весьма существенная поправка в условие проблемы: на смену предыдущей проблемы «Ум и воля полководца — что лучше?» — возникает новая: «Какова взаимосвязь между умственной деятельностью и проявлением воли полководца?»