Технология построения проблемной лекции
«Принято думать, что от полководца требуется наличие двух качеств — выдающегося ума и сильной воли . Эта мысль совершенно бесспорная.
Наполеон в свое время внес в нее новый важный оттенок: не в том только дело, что полководец должен иметь и ум, и волю, а в том, что между ними должно быть равновесие, что они должны быть равны: "Военный человек должен иметь столько же характера, сколько и ума". Если воля значительно превышает ум, полководец будет действовать решительно и мужественно, но малоразумно; в обратном случае у него будут хорошие идеи и планы, но не хватит мужества и решительности осуществить их».
Итак, качество «практический ум», которым должен обладать полководец, автор раскрывает следующим образом: это выдающийся ум и сильная воля. Автор выстраивает новую гипотезу: условием, при котором полководец будет способен осуществлять свою деятельность в реальной обстановке, является равновесие этих качеств. Эта мысль выдвигается на основании высказывания Наполеона и подтверждается автором посредством гипотетического решения проблемы: если предположить, что воля в значительной мере превышает ум полководца , то полководец будет действовать решительно и мужественно, но малоразумно . Поскольку так действовать полководцу нельзя, следовательно, выдвинутое предположение неверно .
Так же поступает автор и со второй гипотезой: если ум превышает волю, то не хватит мужества и решительности претворять в жизнь хорошие идеи и планы. Обе выстроенные гипотезы опровергнуты. Нужно искать новое решение. Для этого следует вернуться к условиям, взятым за исходное, проанализировать, правильно ли утверждение, положенное в основу поиска и использованное как идея, — «полководцу требуется равновесие ума и воли». И автор вводит коррективу: хотя само по себе выдвинутое положение верно, однако в жизни оно может иметь место только в идеальном случае, соотношение ума и воли в реальности всегда сдвинуто либо в одну сторону, либо в другую.
Читаем текст дальше:
«Так как равновесие в природе встречается редко, то в большинстве случаев придется мириться с тем, что равновесие, являющееся идеалом, будет нарушено.
Что же надо признать более желательным: нарушение равновесия в сторону воли или в сторону ума? Что лучше: полководец с преобладанием воли или с преобладанием ума?»
Сформулирована новая задача, которая потребует построения новой гипотезы, разработки стратегии решения.