Технология построения проблемной лекции
Этот прием эффективен в обучении, так как помогает студентам осмыслить учебный материал лекции под руководством преподавателя. Однако методическая ценность этих заданий во многом будет снижена, если проблемность их построения отсутствует. Поэтому в систему этих заданий включаются элементы проблемного обучения: операционно-процессуальные компоненты, ориентирующие на анализ, понимание и интерпретацию, теоретическое осмысление изучаемой научной проблемы посредством преобразования информационного содержания и получения нового знания. Вся эта работа осуществляется в строгом соответствии с основной научной проблемой, раскрываемой в лекции. В ходе проблемной лекции предполагается использование знаний, уже имеющихся у студентов, их перестройка в связи с новой информацией для решения тех конкретных проблемных задач, которые конструирует преподаватель.
Проблемное построение лекции — один из важнейших путей повышения качества лекции. Сегодня перед высшей школой стоит задача: улучшить подготовку специалистов, вооружив их необходимой суммой глубоких знаний и высоким потенциалом творческой активности. Педагог высшей школы обязан быть воспитателем молодежи. Он должен не просто передать свои знания молодому поколению, а воспитать у молодежи стремление к познанию. Проблемное обучение как раз способствует достижению этих задач. Недаром требование, предъявляемое к педагогу, — уметь построить проблемную лекцию — является общепризнанным.
К сожалению, задача построить лекцию проблемно рассматривается многими педагогами с позиции только «понимаемого мотива», а не «реально действующего». Для этого есть объективные причины. Преподаватели испытывают затруднения в осуществлении проблемного обучения из-за недостаточно конкретного понимания его технологии. Эти затруднения можно устранить, если пересмотреть состав и структуру лекции с позиции построения логической схемы проблемного обучения. Для этого необходимо изыскать возможность для формулировки учебной проблемы и развернуть ее исследовательский анализ, при этом во всех действиях следует ориентироваться на уровень информационно-процессуальной и психологической готовности слушателей к восприятию изучаемого научного вопроса.