Технология построения проблемной лекции
Остановимся еще на одном примере проблемной лекции, когда проблемная ситуация строится на предложении сделать выбор способа решения, затем следует обсуждение избранных способов решения поставленной проблемы и вводится новая информация, дополняющая уже имеющуюся в проблемной задаче. Тема лекции: «Современная концепция развития школьного образования». Особенностью лекции является ее проблемное содержание и проблемная структура педагогического управления учебной деятельностью, благодаря которой учебная деятельность приобретает признаки исследовательской деятельности.
Для создания проблемной ситуации студентам предлагаются два теоретических положения, в которых прогнозируется развитие современной школы и дается определение цели школьного образования. Предлагается сделать выбор между ними либо составить новое на основании параметров, включенных в информацию задачи. После того как выбор сделан каждым студентом, организуется обсуждение задачи с позиции одного и другого положения, представляющих собой как бы решение задачи; прослеживается ход решения, начиная с анализа состава информации; затем осуществляется проверка правильности решения в связи с тем или иным выбором, после чего можно перейти и к составлению новой теоретической позиции. Такова логическая схема организации решения проблемы. В процессе обсуждения выделяется главная цель школьного образования: в первом случае цель формулируется как всестороннее образование личности, а во втором — всестороннее развитие личности.
Анализ решения проводится в следующем порядке: рассматривается содержание целевого назначения школьного образования, развертывается понятие «всестороннее образование» и его аргументация, приведенная в задаче, обращается внимание на то, что всестороннее развитие личности остается перспективной линией, проводится анализ сегодняшнего состояния школьного дела . Затем выясняется тенденция тех изменений, которые происходят в школьном образовании . И наконец ставится и в совместной со студентами работе решается вопрос о социальной функции школы в связи с повышающимися требованиями к уровню подготовки специалиста, интеграционными процессами, происходящими в мире, проблемами перепрофилирования производства, а отсюда проблемой переподготовки кадров и повышения квалификации, смены специальностей и т. д.