Технология построения проблемной лекции

В связи с этими процессами школьное образование должно формировать инициативных, активных людей, самостоятельных и умеющих быстро адаптироваться к обстановке, просвещенных в области различных областей научного знания, формировать личность, способную реализовать свои потенциальные силы. В аспекте этих проблем рассматриваются решения задачи в первом и втором вариантах. В ходе этого процесса вводится лекционный материал-информация о магистральных линиях развития школьного образования , о перспективах этого развития, об альтернативных системах школьного образования, о развитии интегративных тенденций и одновременно о дифференциации школьного образования, о принципах построения учебного плана, его гибкости, соответствии региональным особенностям и т. д.

Успешность такой лекции обеспечена, во-первых, проблемностью ее содержания, во-вторых, проблемным обучением, стимулирующим мотивированную активность, в-третьих, совместной познавательной деятельностью преподавателя и студентов и, в-четвертых, специальной направленностью, связанной с сегодняшним временем и профессиональными аспектами педагогической деятельности. Все эти особенности приведенной схемы проблемной лекции еще ярче просматриваются, если сравнить ее со структурой лекции, составленной на том же информационном материале, но построенной в виде сообщения информации. Вот ее логическая схема: социальный запрос к школьному образованию в связи с задачами развивающегося общества; концепция среднего школьного образования, общая стратегия школьного образования ; учебный план, его базисный, республиканский, школьный компоненты. Информация вводится в повествовательном плане. Как и в предыдущей лекции, информация объективна, ориентирована на профессиональную подготовку учителя, своевременна, доказательна и убедительна. Но студенты будут воспринимать ее пассивно, так как она выдается в обработанном виде, готова к усвоению; не требуется думать над проблемой и решать ее — все задачи уже решены. Остается только понять и запомнить. Даже иллюстрации, введенные в лекцию, будут работать только на ее допустимость, но не на возбуждение и стимулирование самостоятельности мышления.