Структура проблемного обучения

Наиболее явно прямое управление учебным познавательным процессом выражено в программированном обучении. К сожалению, уровень проблемности большинства соответствующих пособий недостаточно высок. В последнее время складывается направление программирования эвристического процесса, призванного развивать поисковую учебно-исследовательскую деятельность студентов . Авторы стремятся разработать проблемно-учебные задачи, назначение которых — обеспечить исследовательский поиск решения. На вопрос: «Можно ли управлять процессом самостоятельного мышления посредством постановки проблемы, можно ли программировать процесс решения проблемы?» — авторы отвечают утвердительно.

Обсуждая эти альтернативные направления педагогического управления, можно сказать о том, что их сближает. Как известно, творческий процесс выходит за пределы логики, однако как только он завершен, он тут же может быть подвергнут логическому анализу. По нашему мнению, управление эвристической учебной познавательной деятельностью может предполагать разработку алгоритмического предписания для организации педагогического управления. Студенты будут косвенным образом овладевать алгоритмами решения профессиональных задач. Однако в данном случае следует иметь в виду, что речь идет не о научном творчестве, а об учебно-исследовательской деятельности, о творческом подходе к решению нестандартных задач.

Всякое решение задачи предполагает перестройку информации. Повторное применение однажды найденных способов решения задачи не будет уже творчеством, так как используется алгоритм решения. Множество оригинальных задач предполагает множество алгоритмов. Мышление будет работать с выбором алгоритмов как с самостоятельной задачей; их применение связано с анализом проблемной ситуации, с постановкой вопроса, вскрывающего отношение между известным и неизвестным, и с поиском требуемого решения. Наблюдается последовательное чередование элементов творчества и использование алгоритма решения , затем опять творчество и вновь алгоритм алгоритма. Происходит восхождение от познания конкретного к абстрактному познанию первого, второго и следующих порядков — спиралеобразный процесс, в котором интуиция взаимосвязана с алгоритмизацией.