Структура проблемного обучения

В ходе решения проблемной задачи выделяются основные данные — условия задачи — и вводятся переменные, далее проектируются результаты, строится гипотетическое решение, происходит поиск эвристических методов и определяется стратегия решения. Полученные результаты анализируются, осуществляется корректировка допущенных ошибок и неточностей и вновь формулируется рабочая цель. Такова психологическая структура проблемной ситуации.

Всякое решение задачи связано с изменением проблемной ситуации и переконструированием данных задачи в зависимости от требований задачи. Преобразование приводит к установлению отношений между известным и неизвестным. Отсюда — возможность построения гипотезы на основе новой проблемной ситуации, сконструированной самим субъектом. В ходе этого процесса происходят осмысление связей, обозначенных в условии задачи, актуализация необходимых теоретических и фактологических знаний, а также способов решения задачи, построение предложений и применение имеющихся средств для нахождения ответа. Целью проблемного обучения является построение такой структуры учебного материала, которая соответствует логике продуктивного мышления, наиболее ярко проявляющейся при решении оригинальных задач.

Структура проблемного обучения создает условия, при которых легко развивается мысль. Познавательные действия субъекта в условиях проблемной ситуации протекают не только в логической форме, они имеют и психологический аспект. Вывод может быть достигнут в ходе логического научного познания, а также посредством специального психологического механизма. Анализируя процесс научного познания, Б. М. Кедров пишет: «...Самый ход или процесс достижения этой истины оказывается чрезвычайно прихотливым, неожиданным, извилистым, так как он зависит от одновременного действия множества самых различных факторов и случайных обстоятельств психологического и социального характера». Научному творчеству свойствен сложный путь. Учебно-исследовательская деятельность, которая определяется структурой проблемного обучения, имеет некоторые общие черты с логикой научного исследования. Ученик осуществляет поиск путем анализа имеющихся условий и актуализации знаний, которыми он располагает, строит гипотезу и согласно ей развертывает решение, которое подвергает контролю, вносит, если потребуется, коррективы.