Структура проблемного обучения

В ходе обсуждения результатов выполнения работы студентами необходимо обратить внимание на методику корректировки допущенных ошибок. Выправление хода решения педагог осуществляет посредством серии дополнительных вопросов или заданий, вытекающих из обсуждаемых результатов, которые условно приняты за достоверные. Посредством рассуждения и последовательного построения выводов на основе полученных результатов требуется подвести студентов к явно абсурдному положению, показывающему ошибочность полученного результата, его несостоятельность с позиции научных теорий и практики, и тем самым убедить студента в неправильности полученных результатов, заставить вернуться к анализу избранного пути исследования и промежуточных выводов, сделанных на разных этапах выполнения работы. Таким путем под руководством педагога происходит корректировка произведенных студентами неточных действий или неправильно сформулированных выводов в целях исправления допущенных ошибок и ориентировки их на правильную стратегию решения.

На этом завершается один цикл проблемного обучения, который влечет за собой следующий, связанный с новой проблемой. Очень важно при этом, чтобы последующая учебная проблема органично вытекала из решения первой. Последовательное решение этих задач должно быть связано между собой. Образуется система задач, определяющая последовательный ход решения этих задач. В целом логика познавательного процесса подчинена достижению образовательных целей. Требуется ясная структура задачного состава педагогического управления деятельностью, складывающаяся на основе субординации конкретных учебных проблем, необходима общая стратегия их решения. Чтобы обеспечить сознательное участие в познавательной деятельности, обучающиеся должны видеть эти логические связи, понимать их, осознавать логику познавательного процесса и оценивать перспективу решения основной задачи.

Стратегия проблемного обучения предполагает систему перспективных линий управления учебно-познавательным процессом. А актуализация студентами логики учебного процесса составляет условие для организации их активной мыслительной деятельности.

Рассмотрим, что представляет собой учебная проблема с позиции учащегося, как осуществляется учебный процесс в случае проблемного обучения, в чем состоит специфика проблемной ситуации для учащихся, осуществляющих познавательный процесс.