Структура проблемного обучения
В толковом словаре термин «проблема» трактуется как сложный вопрос, задача. Слово «проблема» в переводе с греческого означает задачу, теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить. Проблема в научном познании рассматривается как знание о незнании. «Проблема, — пишет П. В. Копнин, — это субъективная форма выражения необходимости развития научного познания. Она является отражением проблемной ситуации, то есть объективно возникающего в процессе развития общества противоречия между знанием и незнанием». Проблема является психологической и логической категорией, это результат мыслительного процесса, получаемый на основе теоретического анализа, связанный с выявлением противоречий между известным и неизвестным и сформулированный в виде вопроса.
Дидактическую основу проблемного обучения составляет проблемная ситуация. Проблемная ситуация имеет познавательную функцию, конструкцию ее создает педагог в целях стимулирования деятельности учащихся. Для преподавателя построение проблемы составляет условие организации проблемного обучения. Педагог разрабатывает задачи и задания, позволяющие включить учащихся в активный познавательный процесс, создает проблемные ситуации.
Дидактическая характеристика проблемного обучения основана на применении проблемных ситуаций в учебно-педагогическом процессе. Педагог создает проблемные ситуации задачного типа и тем самым оказывает необходимую помощь учащимся в анализе учебного материала и в организации мыслительного поиска для ее решения, регулирует процесс решения: вводит необходимую информацию, руководит ценностной организацией, определяет степень свободы выбора, направляет на поиск адекватных способов действий, способствует смысловому пониманию информации.
Проблемное обучение состоит из проблемного преподавания и проблемного учения. Проблемное преподавание основано на проектировании учебной деятельности, системы познавательных ситуаций, а также психолого-педагогическом управлении их разрешением со стороны учащихся. Проблемное учение может быть рассмотрено как полная структура учебной деятельности по усвоению знаний и способов действий, в которой представлен анализ задачи-ситуации с позиции информационного состава, целей и условий для решения, заканчивающийся формулировкой проблемы, выдвижением гипотезы и ее обоснованием, принятием решения и рабочей программы действий, исполнительской деятельностью и анализом полученных результатов.