Структура проблемного обучения

Анализ истории развития проблемы творчества в психологии дан А. В. Петровским в книге «История советской психологии» и Я. А. Пономаревым в книге «Психология творчества и педагогика». Исследование творчества связано с именем В. М. Бехтерева, который рассматривал творчество с позиции рефлекторной деятельности.

Нас интересует дидактическая регуляция эвристической учебной деятельности, предусматривающей самостоятельный исследовательский поиск учащихся. Имеется в виду педагогическое проектирование познавательного процесса учащихся, развертывающегося в логике дискуссионного знания и связанного с преодолением собственных познавательных трудностей, вызванных разрывами информационных связей в логике текста или в задаче, с творческим подходом к поиску способов и путей решения, принятием решения и ответственностью за него. Способы решения такой задачи, как правило, не формализованы, неизвестны студенту, их требуется создать, и осуществить тем самым творческий процесс. Для управления этим творческим процессом необходимо провести методическую работу в двух направлениях: разработать нежесткие алгоритмические предписания для обучения решению творческих задач и создать способы руководства эвристической учебной деятельностью, регулирующие деятельность обучающихся и обеспечивающие необходимые условия для развития и осуществления активной учебной познавательной деятельности, которая имеет учебную и исследовательскую функции.

В пределах проблемного обучения следует говорить об относительно прямом и косвенном управлении учебной деятельностью. Под прямым управлением понимается применение задач, в которых степень свободы выбора действий для студента в известной мере ограничена за счет введения в проблемную среду такой информации, которая будет приоткрывать для студента перспективы решения проблемы, будет ориентировать на то или иное направление, создавать ориентировочную основу действий. Косвенное управление предусматривает проектирование задач, влияние которых на умственную деятельность обучающихся будет происходить через специальную организацию эвристических процедур. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что успешность учебной деятельности зависит от педагогического управления. В первом случае ближайшая цель достигается быстрее, во втором — медленнее, так как работа идет с большей самостоятельностью. Однако при этом обеспечивается не только усвоение состава и последовательности элементов учебного материала, но и формирование творческого стиля мышления, воспитывается исследовательский подход к решению проблем, развивается потребность познавать новое.