Структура проблемного обучения
В целях формирования творческих способностей личности требуется создание надежного дидактического аппарата, с помощью которого удается в значительной мере повысить творческий потенциал учебно-педагогического процесса. Проблемное обучение сегодня — одна из перспективных технологий обучения, отвечающая этой сложной задаче. Теоретическое обоснование проблемного обучения связано с идеей С. Л. Рубинштейна о том, что мышление всегда начинается с проблемной ситуации. «Проблемность, — пишет С. Л. Рубинштейн, — неотъемлемая черта познания, она выражает не субъективное лишь состояние познающего, она закономерно вытекает из объективного отношения познания к бытию, его объекту и из природы этого последнего. Наличие проблемы, проблемных ситуаций объективно обусловлено бесконечностью сущего и взаимосвязью всех явлений в мире».
Как известно, в процессе обучения имеет место взаимосвязанная деятельность преподавателя и студентов. Педагогическое управление учебной деятельностью может быть различным. Важно, чтобы наряду с репродуктивной познавательной деятельностью имели место и творческие способы познания. В ходе такого обучения студенты вовлекаются в процесс решения познавательных задач, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и приобретаются самостоятельность, критичность и гибкость мышления.
Итак, в основе проблемной дидактической ситуации лежит задача, направленная на преобразование объекта познания, на поиск способов решения, предполагающая некоторые ограничения в выборе способов решения. Проблема или проблемная ситуация является таковой прежде всего постольку, поскольку в ней имеются неизвестные, как бы неопределенности, которые подлежат заполнению, — иксы, на место которых должны быть поставлены знания.
Основными этапами познавательной деятельности при решении проблемной ситуации являются: осознание проблемы, разрешение проблемы, проверка решения.