Структура проблемного обучения

Проблемная ситуация, по определению С. Л. Рубинштейна, является состоянием интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить, понять факт действия прежними, знакомыми ему способами. «Знание указывает человеку на его незнание, — пишет С. Л. Рубинштейн, — к неизвестному он идет от того, что известно; к дальнейшему движению мышления его побуждают пробелы, обнаруженные им на уже пройденном пути познания». Включение в проблемную ситуацию воспринимается как острое состояние недостаточности знаний, что и является действенным стимулом для осуществления активного познавательного процесса.

Проблемная ситуация возникает всякий раз, когда перед человеком встает необходимость получить новое информационное или процедурное знание, которое рождается в процессе перестройки усвоен-ной информации или принципов действия.

Проблемное обучение соответствует закономерностям управления интеллектуальным развитием, сформулированным Л. С. Выготским в 1930-е годы: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития».

В процессе проблемного обучения в вузе учебная деятельность осуществляется в форме учебно-исследовательской деятельности, поэтому для педагога, организующего проблемное обучение, особое значение приобретает знание закономерностей мыслительной деятельности и умение построить структуру учебного материала таким образом, чтобы она была адекватна исследовательскому стилю мышления. Благодаря своей дидактической конструкции проблемное обучение имеет оптимальные возможности для стимулирования и развития творческого мышления студентов.

Вопрос о творчестве далеко не новый в педагогике, в педагогике высшей школы особенно. Он привлекал к себе внимание ученых разных эпох мировой культуры. В последние годы проблема формирования творческих качеств личности оказалась в центре жизненно важных требований общества. Эффективность педагогического процесса рассматривается в связи с решением проблемы формирования педагога-профессионала, обладающего компетентностью, способного проявлять инициативу и творчество, умеющего самостоятельно принимать решения и реализовывать их, владеющего современной технологией обучения.