Структура проблемного обучения

Познавательный процесс в учебно-исследовательской деятельности всегда основан на сочетании творческих решений с применением алгоритма. При повторном построении задачи он становится предметом изучения и усвоения, а при многократном повторении может выполнять роль методического аппарата для решения и составлять при этом предмет изучения как руководство к действию.

Современные исследования, проведенные в области педагогики, убеждают в необходимости и возможности применения методов проблемного обучения в целях обеспечения общего развития учащихся, формирования теоретического стиля мышления, опирающегося на конкретное. Посредством познания учащимися специальных структур содержания учебного материала, отображающих детерминизм изучаемых явлений, событий, фактов, можно показать их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Так как любое познание связано с опосредованием через внутренние условия, то имеется возможность управлять учебным познанием через построение специальных структур учебного материала и создание психологических условий, благоприятствующих мыслительной деятельности. Проблемное обучение предусматривает адекватность этих двух составляющих сторон: а) внешних по отношению к обучающемуся — отбор учебного материала или конструирование задач, вопросов, заданий ; б) внутренних условий — стимулирование активного познания через создание проблемных ситуаций. Проблемная ситуация возникает на основе внутренней структуры мыслительной деятельности и познавательной мотивации, а также общей направленности личности. И. М. Сеченов писал: «...Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная». Это положение, впоследствии развитое С. Л. Рубинштейном, является основным для организации педагогического управления учебной познавательной деятельностью. Соотношение внешних и внутренних условий психической деятельности непрерывно изменяется в ходе этой деятельности. Взаимоотношение внешнего и внутреннего есть процесс, которым можно педагогически управлять путем специальных познавательных ситуаций, влияя тем самым на активность мыслительных процессов.