Структура проблемного обучения

В том случае, если обнаруживается несоответствие полученных результатов основным критериям достоверности, то познавательный процесс продолжается: вносятся коррективы, строится новая гипотеза — вновь выстраивается стратегия решения, осуществляется решение проблемы и контроль. Это второй виток спиралеобразного развития процесса познания. Могут иметь место и третий, и четвертый витки и т. д.

В познавательном акте, построенном по этой схеме, проявляется творчество, особенно на этапе построения гипотезы — на этапе построения проекта решения, плана действий, при создании теоретической, концептуальной основы действий для нахождения решения. Именно здесь обнаруживается индивидуальность, способность решить мыслительную задачу. Построение гипотезы — важный этап в изобретательской деятельности, следовательно, и в организации проблемного обучения, цель которого состоит в конструировании дидактических условий, сходных с задачей, требующей творческого решения.

Учебный процесс в ходе проблемного обучения предполагает анализ цели, выделение главного, существенного, анализ исходных данных задачи, выяснение отношения между элементами, условиями и требованиями задачи.

Многие ученые придерживаются мнения, что новое знание можно получить только путем скачка мысли, что открытие совершается с помощью интуиции. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой достижение нового знания осуществляется путем мыслительного процесса, сочетающего логические и эвристические приемы мышления. На службе этой точки зрения — эвристические программы, представленные комплексом формализованных эвристических правил, а также методики решения мыслительных задач .

В задачу педагогов высшей школы входит необходимость реализовать в процессе обучения проблемную стратегию обучения, обеспечить условия для привлечения студентов к анализу противоречий, к преодолению познавательных барьеров, научить перерабатывать полученную информацию в свете известных теорий, ставить вопросы и решать их, выдвигать гипотезы и использовать различные методы. Иными словами, стоит задача научить студентов самостоятельно думать на основе конкретного, предметного информационного материала.