Социология как теория и метод социальной педагогики
Исходным пунктом деятельности социального педагога является постижение им существующей социокультурной практики, практических проблем жизнедеятельности. Для этого нужны соответствующие научные средства, обеспечивающие социальную диагностику, а также теории, позволяющие осмыслить и понять суть происходящего. И такую теорию и методику дает социальному педагогу социологическая наука, в частности понимающая социология.
Социальная диагностика определяет сущностную характеристику социальных явлений и процессов, необходимых для последующего анализа; выявляет, распознает и максимально точно определяет социальные болезни, изучает и анализирует породившие их причины; поэтапно и поэлементно изучает социальный фон, на основании которого делается заключение о симптомах и типичных социальных отклонениях в деятельности , социальном мышлении и системе общественных отношений; включает совокупность методов по установлению и оценке социальных отклонений и болезней.
Объектами социальной диагностики являются личность, социальные слои и группы, коллективы и другие социальные общности, те или иные объединения, социальные процессы и социальные отношения.
Социальный диагноз служит основанием для разработки соответствующих социальных проектов, совершенствования существующей социальной институализации, определения тенденций социальных преобразований, поиска эффективных путей преодоления негативных явлений.
Социальная диагностика позволяет, с одной стороны, направлять усилия общества на борьбу не только с отдельными симптомами той или иной социальной болезни и ее причинами, с другой — находить ростки нового в социальной жизни, показывать пути их развития.
Социальная диагностика необходима при создании любого социально-педагогического проекта как одно из условий выбора адекватных методов, средств рациональной практической деятельности. При этом чаще всего используется детерминационный анализ, суть которого состоит в установлении прямых и косвенных, не опосредованных и опосредованных, внутренних и внешних связей и зависимостей. Упор делается на результаты конкретных социологических исследований, выраженных в количественных и качественных показателях.