Социология как теория и метод социальной педагогики
Однако массовая культура при всей ее значимости в формировании ценностных ориентации личности не в состоянии полностью вытеснить влияние на них национальной, региональной, поселенческой и других культур повседневного «жизненного мира», являющегося объектом исследования феноменологической социологии. Основные положения этой социологии наиболее полно нашли свое отражение в работах австрийского философа и социолога А. Шюца , например в работе «Смысловое строение социального мира» и др. Методической основой социологии А. Шюца послужила феноменологическая философия Э. Гусерля , в частности его основные идеи о природе социального мира. Наука, согласно Гусерлю, не дает возможности проникнуть в «жизненный мир». Наоборот, она подменяет живой человеческий мир миром объективированных абстракций. Поэтому необходим своеобразный возврат к донаучным знаниям, к миру повседневной жизни, или «жизненному миру». Главная проблема заключается в постижении того, как происходит переход от непосредственного личного опыта индивида к социальному как объективному, к представлениям о социальном мире как о мире вещей. А. Шюц доказывает, что наука не только не противоположна так называемому здравому смыслу, но и имеет с ним общие корни, является одним из многих возможных типов построения знания.
Социальное, по А. Шюцу, не может восприниматься как нечто, лежащее вне знания. Знание об обществе, считал он, и есть «тело социального». Обыденное, повседневное социальное взаимодействие имеет в высшей степени организованный, рациональный характер. Научная или логическая рациональность не навязана практической деятельности извне, а присуща ей по самой своей природе, ибо подлежащая объяснению структура практических действий сводится к методам , применяемым участниками этой деятельности для ее рационального объяснения. Объяснение неизбежно вырабатывает эти обстоятельства различными путями и вырабатывается ими. Такой феномен именуется феноменом рефлексивности. Явление рефлексивности позволяет схватить суть, смысл национальных структур, описать процесс их объяснения, а тем самым и процесс их становления и упорядочения. Таким образом, социология «жизненного мира» А. Шюца выступила исходной предпосылкой развития этнометодологии. Задача этнометодологии состоит в открытии формальных свойств практических действий, т. е. стандартизированных приемов объяснения, применяемых независимо от содержательного характера анализируемого и объясняемого взаимодействия. Особое значение придается лингвистике и культурной антропологии. Считается, что язык — субстанция социальной жизни. Социологический анализ языка есть анализ способов его употребления.