Социология как теория и метод социальной педагогики

При этом имеется в виду не материальная пространственная ситуация с ее чувственно-воспринимаемыми объектами, а ситуация социальных отношений, элементами которой являются семья, школа, пресса, кино, установки других личностей, с которыми взаимодействует человек, и т. д. Каждый из этих элементов в конкретной ситуации имеет свое значение. Модель поведения, по У. Томасу, в основном обусловлена типами ситуаций и особенностями опыта, почерпнутого индивидом в ходе его жизни. От адекватного определения ситуации зависит успех действия.

Однако процесс определения ситуации не является только процессом теоретической деятельности, а предполагает творческую роль индивида по отношению к среде. Мы должны помнить, отмечал он, что среда, которая влияет на индивида и к которой он адаптируется, — это его мир, а не объективный мир науки; природа и общество, какими их видит он, а не ученый. Значение каждого из элементов ситуации определяется установкой действующего индивида относительно этого объекта. Ситуация в целом может быть определена как совокупность установок на все объекты ситуации.

Основоположником социологии символического интеракционизма считается Дж. Г. Мид. Ученый дал определение понятия «жест». Жест как индивидуальное действие, по его мнению, служит начальной базой взаимодействия и выступает в качестве стимула, на который реагируют другие участники. Важнейшим из жестов-символов является, по мнению Мида, слово . Язык определяется как конституирующий фактор сознания.

Жест и реакция на него опосредуется значением. Значение, таким образом, представляется как упрощенное взаимодействие, объективно существующее в сфере социального опыта индивидов. Совокупность же значений выступает как символическое содержание сознания и опыта индивида. Вместе с тем в терминах значений объясняются не только индивидуальные аспекты опыта, но и общие понятия — универсалии. Восприятие голосового жеста и принимающим и передающим может быть тождественным, в силу чего появляется возможность «принятия роли другого». В случае же более сложного взаимодействия учитывается и обобщается мнение группы относительно общего опыта взаимодействия, т. е. принижается роль «обобщенного другого».

Открытие Мидом феномена «обобщенного другого» позволяет социологам анализировать поведение в сложной социальной среде, а психологам — объяснять и нормировать общие понятия. Стадии «принятия роли другого », «обобщенного другого» есть стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «я». Происхождение «я», таким образом, социально и выражается в процессе индивидуализации.