Социология как теория и метод социальной педагогики
Жизненный мир, согласно феноменологической социологии, представляет собой целостную структуру человеческой практики, своеобразный «горизонт» всех его целей, проектов, интересов. Обращение к жизненному миру есть обращение к глубинной реальности социальной жизни, миру повседневности. Мир повседневности, считал А. Шюц, — это не личный, собственный мир, а объективный мир, общий для каждого отдельного и для других людей, переживаемый другими точно так же, как и им. Более того, окружающие индивида люди не только живут вместе с ним в этом общем для них мире, но и входят в него как неотъемлемая его часть, как элемент индивидуальной «биографической ситуации». Сочетание человеческих действий порождает «смысловую связь поведения». Существование другого является, по Шюцу, неотъемлемой частью собственного индивидуального существования, выражаемого в соответствующих социальных связях, от-ношениях, действиях, имеющих в основном не естественную, а символическую, т. е. социокультурную природу. Они имеют для индивида соответствующее значение и смысл, делают его поведение осмысленным. При этом значения и смыслы изменяются во времени и их оценка и восприятие становятся возможными лишь благодаря соотнесению с прошлым. Индивид в рамках обыденной жизни не объясняет мир, а понимает его как жизненный мир. Истинному же пониманию предшествует самоинтерпретация, т. е. интерпретация собственного. Без выявления субъективного значения различных идеальных объектов, их значимости для личности, по мнению Шюца, нет и понимания вообще. Другой воспринимается через призму собственного «я» за счет предположения, что он делает и думает так же, как и он сам. Восприятие это различно по отношению к современникам, с которыми связывает единство времени , и сообщникам, с которыми связывает пространственное единство . В «мы-от-ношениях» схватывается уникальная индивидуальность, в то время как в «они-отношениях» постижение другого осуществляется в его типичности, типичных установках и идеальных моделях. В силу этого выделяются три типа понимания:
1) как само интерпретация;
2) истинное;
3) типизирующее.