Социология как теория и метод социальной педагогики
Понимающая социология, в частности символический интеракционизм, позволяет осмыслить не только социокультурную сущность, индивидуализацию или обретение индивидом своей духовной сущности, но и такие социальные явления, как одиночество и жизненное самоопределение, с которыми сталкивается в своей деятельности социальный педагог.
Одиночество — вынужденное или добровольно предпринимаемое — есть ограничение связей с социумом, ближним и дальним социальным окружением или же психологическое переживание состояния отрешенности от внешнего мира, способ духовного «созревания» личности.
Одиночество во многом является результатом развития цивилизации, обретения человеком свободы и независимости, его духовного развития или оборотной стороной индивидуализации, когда свобода выбора утомляет, становится менее предпочтительной, чем жизнь в соответствии с социальными стандартами, конформизм, полное единство с социумом.
Выделяют социальное, социально-психологическое и духовное одиночество. Переживание этого состояния происходит по-разному на различных возрастных этапах. В юности и отрочестве более характерно социально-психологическое одиночество, ощущение молодым человеком непонимания его со стороны взрослых, углубление в себя, свои собственные переживания. В старческом возрасте человек в большей мере сталкивается с социальным одиночеством или с прямой потерей социальных связей и контактов с другими людьми. Многие люди в таком возрасте оказываются без средств к существованию, брошенными на произвол судьбы и требуют особой заботы со стороны общества.
Позитивное значение одиночества проявляется лишь в духовном плане как способ духовного вызревания, духовного очищения, основанный на диалоге с самим собой или с Богом, на размышлении и обдумывании своих жизненных проблем. Такое одиночество необходимо человеку в промежутках между неизбежными неудачами и восхождениями. В данном случае одиночество выступает как способ сознательного обособления. В условиях научно-технического прогресса и массовой культуры имеет место дефицит именно такого одиночества. Жизненное самоопределение, выбор стратегии и смысла жизни становятся затруднительными. Сложность такого выбора усугубляется ориентацией на потребление материальных благ, удовольствия и развлечения. При отсутствии или сдерживании желаний невольно снижается власть любых авторитетов, сужается свобода выбора и принятия самостоятельных решений. Структура потребностей индивида во многом определяет структуру его личности, заменяя ими реальный «жизненный мир».