Социология как теория и метод социальной педагогики
Симпатии индивида, считал он, в целом отражают социальный порядок, в котором он живет. Существование симпатий делает возможным познание чужого разума и общества в норме самопознания индивида. Войти в общение с другим через различные виды коммуникации можно лишь через акты симпатии. Своеобразным же посредником такого симпатического познания выступают общий язык и культура. Каждое слово, любой культурный феномен символизирует определенное состояние индивида, ход чувств и мыслей. Символом может быть что угодно: слово , выражение лица, жест, более сложное действие. Символическое познание — это познание внешних по отношению к индивиду объектов. «Личностный символ, - писал он, — это мост, по которому мы входим в чужое сознание». Базисом же общих социальных восприятий являются общее сходство ментально-социальных комплексов, социокультурная и языковая общность индивидов.
В разработке социально-педагогических методов известное значение могут иметь и методологические идеи американского социолога У. Томаса , который полагал, что постоянным предметом внимания социологов и социальных педагогов являются установка и определение ситуации действующим лицом. Концепцию установки в социологии он развил вместе с Ф. Знанецким. Она трактовалась ими как процесс индивидуального сознания, определяющий потенциальную или актуальную реакцию индивида на объекты его социального мира. Эти объекты представляют собой ценности. Под ценностью они понимали любой вид , имеющий эмпирическое содержание, доступное членам некоторой социальной группы, и значение, относительно которого оно является или может являться объектом действия.
В концепции установки как реакции на социальную ценность, предложенной У. Томасом, выявлялось и конкретизировалось понимание социальной обусловленности индивидуального сознания. Решение проблемы установки У. Томас связывал с концепцией определения ситуации. Он исходил из того, что всякой деятельности предшествует стадия рассмотрения и обдумывания, которую можно назвать определением ситуации. От определения ситуации зависят не только конкретные действия, но и весь образ жизни личности. В результате каждая ситуация, в которой оказывается взрослый, представляет собой систему факторов, определяющих поведенческие реалии в соответствии с прежними ситуациями, переживаемыми индивидом в ходе его жизни.