Социология как теория и метод социальной педагогики

Объективно-эмпирическое познание не единственно возможный путь познания. Правомерен и подход, свойственный трансцендентальной философии, базирующейся на внутреннем опыте. Этот опыт и основанные на нем волевые и произвольные действия и создают «человеческую реальность» вследствие перенесения нашего внутреннего мира на внешний. Хозяйство, право, религия, искусство, наука и социальные системы — семья, общество, церковь, государство — возникли, по его мнению, из живого целого человеческого духа и не могут быть поняты иначе, как из этого же источника, без понимания этой души. Переживая и познавая себя, человек познает других индивидов, ему подобных, в их внутреннем содержании, т. е. постигает общество изнутри. Таким образом, Дильтей сводил познание общественно-исторической реальности к познанию психологическому.

Основной характеристикой жизни он считал временность. Она конкретна и содержательна; каждый момент жизни обладает своей качественной характеристикой. Но временной поток, или поток жизни, не наблюдаем в прямом значении слова. Сосредотачиваясь на переживании, пытаясь наблюдать его, мы всегда воспринимаем прошлое, а не настоящее переживание. Настоящего никогда нет, поэтому сами мы не можем «схватить» сущность жизни. Человек только тогда познает себя, считает Дильтей, когда он относится к самому себе, как к другому. Итак, вместо самопознания — познание другого, вместо интроспекции — понимание. Пониманием же Дильтей называл процесс, в котором душевная жизнь познается через свои чувственно данные проявления. Это понимание возможно за счет выделения нормативных систем переживаний. Переживание — это жизнь в ее конкретности. От жизненного проявления зависят полнота и результат понимания суждения, действия, позволяющие усмотреть внутренний мир других людей, — ив этом суть понимания.

Дильтей выделяет элементарную и высшую формы понимания. Первая возникает из потребностей повседневной практической жизни. Люди должны общаться друг с другом, понимать друг друга. Один должен знать, чего хочет другой. И эти элементарные формы понимания происходят на основе своеобразной расшифровки культурных символов , означающих для нас радость или боль. Такое понимание чаще всего бессознательно. Но элементарное понимание, хотя и лежит в основе всей практической повседневной жизни, ограничено, ибо не приводит нас к представлению о ценностях духовной жизни, которая является субъектом всякого жизненного проявления. Вторая форма понимания есть познание единичного.