Социология как теория и метод социальной педагогики
Однако получаемые обобщенные показатели являются только основой, базисом для содержательного анализа совокупной социологической информации. Дальнейший анализ раскрывает связи статистических показателей с реальными социальными процессами . Для диагностики существующих феноменов куль-туры одних лишь данных конкретно-социологических исследований, государственной и оперативной статистики недостаточно. Эмпирические и теоретические методы не годятся для изучения социальных явлений, взятых в их «человеческом содержании». Для этого необходимы понимание культуры как духовного производства, ее многообразия и самобытности, различных этнических общностей и времен, ее символических форм и смыслового выражения и соответствующие кросскультурные исследования.
Кросскультурные исследования позволяют изучать влияние социокультурной среды на психику. В то же время уже первые экспериментальные исследования культурных различий показали, что одних лишь фактов недостаточно. Нужны соответствующие теории, объясняющие эти различия, понимающая социология, не ограничивающаяся лишь статистическим анализом социальной детерминации.
Возникновение таких социологических концепций относится к концу XIX в. и связано с идеями философии жизни немецкого философа В. Дильтея и осмыслением исторических методов познания, основанных на понимании, а не на проблематичности. Человек предстает во всем богатстве его способностей, в его многообразных отношениях с себе подобными, как чувствующее, действующее существо, а не только лишь как носитель разума. Именно такой человек является творцом общественно-исторической реальности, ее составной частью, субъектом, познающим эту реальность. Критика же исторического разума впервые предстала в этой концепции как методологическое и теоретико-познавательное обоснование «наук о духе», т. е. наук об общественно-исторической действительности. Эти науки, по мнению Дильтея, дают возможность человеку познать самого себя, а также созданное им общество и историю.