Социология как теория и метод социальной педагогики
Вселенная, как отмечал А. Дж. Тойнби , отображена или сконцентрирована в душе, в микрокосмосе, в качестве которого выступает отдельная личность. Социальная эволюция немыслима вне творчества личности. Внутренняя индивидуальность и неповторимость любой творческой активности — исходный пункт личного развития. Человек может утверждать свои человеческие возможности, только реализуя свою индивидуальность. Эти возможности проявляются прежде всего в новаторстве или творчестве с использованием общей логики и накопленного обществом объема знаний, социальных норм. Именно общество культивирует те образцы и идеалы, в соответствии с которыми желательно развитие индивидуальности каждого человека, при этом исходит оно из существующих в нем социальных ценностей. Они-то и становятся основой жизненного самоопределения человека, формирования его индивидуальности.
На каждом этапе своего исторического развития общественные ориентиры различны. В связи с этим индивидуализация всегда имеет свою пространственно-временную форму и изменяется по мере изменения ориентации сознания и поведения, дистанцирования от прежних традиций и формирования новых ценностных и поведенческих стереотипов. Это в свою очередь неизбежно порождает неустойчивость мировоззренческих позиций и ведет к усилению роли эмоционально-чувственной составляющей в сознании и поведении людей и новых мотивов их поведения. Известный швейцарский психоаналитик К. Юнг в связи с этим рассматривал индивидуализацию как синтез сознательного и бессознательного, других противоположностей в человеке . Ее основой, по его мнению, является самость, или психическая структура субъекта, предшествующая развитию сознательной личности. Поэтому «я» имеет как бы внешнюю и внутреннюю сторону. При этом индивидуальное бессознательное связано с коллективным бессознательным. Индивидуальность всегда характеризует ориентированность на свой духовный мир.