Развитие личности у ребенка
• Стремление ребенка к достижению результата в деятельности, настойчивый поиск необходимого способа решения практической задачи.
• Стремление продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которых достижения теряют для малыша значительную долю своей ценности.
• Обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности ребенка к отношению взрослого.
Этот симптом комплекс получил название «гордость за достижение» и выступает в качестве поведенческого коррелята главного личностного новообразования кризиса трех лет, суть которого состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими.
Стержнем личностного новообразования, как и в младенчестве, остается отношение ребенка к себе. Но в отличие от общего, безусловного принятия себя, свойственного ребенку первого года жизни, отношение его к себе в раннем возрасте преломляется через призму реальных достижений. В соответствии с этим предметный мир начинает выступать как сфера реализаций себя, своей личности, а взрослый — в качестве знатока и ценителя детских достижений.
Сложный и противоречивый процесс формирования нового отношения к себе во многом обусловливает кризисные проявления во второй половине раннего возраста. Они связаны с обострением чувствительности ребенка к успеху и неуспеху в деятельности и к оценкам со стороны взрослых, что проявляется в аффективных формах поведения.
Кризис трех лет. Возраст от 2,5 до 3 лет часто называют возрастом упрямства, строптивости, самостоятельности и независимости. Что же на самом деле характерно для ребенка в этот период?
Кризисные проявления в поведении детей этого возраста взаимосвязаны и в то же время имеют некоторую специфику, проявляясь в различных симптомах. Они были выделены и описаны Л.С. Выготским под названием «семизвездие кризиса трех лет».