Развитие личности у ребенка

М.И. Лисина ввела представление о «кризисе развития» и «кризисе недоразвития», полагая, что ярко выраженная негативная симптоматика в поведении ребенка обычно сопровождает «кризис недоразвития». Если взрослые занижают или завышают его возможности, он реагирует на неадекватное отношение взрослого упрямством, капризами, протестом. При адекватном отношении взрослого кризис трех лет характеризуется позитивными преобразованиями личности ребенка и не сопровождается негативными проявлениями.

Экспериментальное изучение этого явления было предпринято Т.В. Гуськовой. Ее работа существенно обогатила представления о симптоматике кризисных явлений в аспекте личностного развития ребенка на границе раннего и дошкольного возраста.

Классификация симптомов кризиса по трем описанным выше линиям позволила выделить специфику отношения ребенка к предметному миру, к взрослому и самому себе в этот период детства.

Характерной особенностью отношения ребенка к предметному миру является стремление к все большей самостоятельности, протест против опеки взрослого.

Девочка 2,5 лет, одеваясь на прогулку, категорически отказывается от помощи взрослого, хотя сама еще не умеет справляться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитателя, который, невзирая на протесты, обувает ее, малышка со слезами на глазах восклицает: «Все равно я твоими ботиночками гулять не буду, развяжу, завяжу и буду гулять своими».

К этой же сфере относится и острая аффективная реакция на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание.

Мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее расстроенной и молчаливой. По дороге домой девочка вдруг остановилась и зарыдала. После долгих расспросов она сказала, что воспитательница при всех отчитала ее за то, что она медленно одевалась на прогулку. Всхлипывая и глотая слезы, она прокричала: «Ты ей скажи, этой своей воспитательнице, что я не копуша, вот!». Из разговора с воспитательницей мама выяснила, что на замечание девочка не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно.