Развитие личности у ребенка
Каждому ребенку присуща потребность в актуализации своих потенциальных возможностей в разных сферах жизнедеятельности. В процессе предметной деятельности и общения формируются не только представления ребенка об окружающем предметном и социальном мире, но и отношение к нему. Вместе с тем в процессе взаимодействия с внешним миром у ребенка складывается отношение и к самому себе как к активному участнику этого процесса. Именно совокупность этих трех видов отношений — к предметному миру, к другим людям и к самому себе составляет сущность, сердцевину личности человека. Такое представление базируется на теоретических положениях отечественной психологии в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др.
Каждый из выделенных видов отношений имеет свою логику развития, но вместе с тем они постоянно пересекаются, переплетаются, образуя «целокупности» (А.Н. Леонтьев),— тот неповторимый ансамбль отношений, который характеризует каждую личность как уникальность.
На каждом из возрастных этапов образуются специфические личностные структуры, в которых выделенные виды отношений пересекаются, взаимно влияя друг на друга и взаимно дополняя один другой. Каждый возрастной этап завершается возникновением личностного новообразования, появлением нового способа опосредствования отношения ребенка к окружающему миру и самому себе. Периоды становления новообразования сопровождаются кризисными явлениями, в которых отражается становление новых видов деятельности, изменение формы общения ребенка со взрослым и отношения к себе.
Экспериментальная разработка выдвинутых положений относительно детей младенческого, раннего и дошкольного возраста осуществлена в работах М.И. Лисиной и ее сотрудников. Как показали исследования М.И. Лисиной, СЮ. Мещеряковой, Н.Н. Авдеевой, основы личностного развития начинают закладываться уже на первом году жизни ребенка. Они связаны со становлением базового личностного образования этого возраста — активностью. В первые месяцы жизни в общении со взрослым зарождается первое предличностное образование — активность по отношению к взрослому. К трем месяцам она начинает проявляться и в двух других сферах отношений.
Смотрите подробности хороший коврик для мыши на сайте.