Развитие личности у ребенка
Первый симптом кризиса — ярко выраженный негативизм. Это не просто нежелание ребенка выполнять указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все на-оборот. Причем такое стремление проявляется как будто даже против воли самого малыша и часто в ущерб его собственным интересам. Суть негативизма заключается в том, что ребе-нок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Например, мама предлагает ему идти погулять, начинает одевать его. «Не хочу гулять»,— заявляет ребенок, который очень любит гулять. «Не хочешь, не надо»,— пожимает плечами мама. «Гулять, гулять»,— требует малыш. Но как только его начинают одевать, он снова повторяет свое: «Не хочу гулять». Предложение взрослого вызывает у него острую негативную реакцию. На следующий день все входит в норму, малыш охотно отправляется гулять, но, спустя несколько дней, все повторяется сначала: малыш не дает себя одевать, плачет.
При острой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. «Это платье белое»,— сообщает ему мама и получает вопреки очевидности ответ: «Нет, черное». Причина такого поведения кроется, по мнению психологов, в отношениях ребенка и взрослого. Негативизм — это не отношение к предметной ситуации (т.е. не к самому одеванию или платью), а к человеку. Есть и еще один важный момент в этом симптоме: ребенок, действуя наперекор взрослому, поступает и наперекор самому себе, лишая себя удовольствия.
Второй симптом кризиса — упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что так захотел. Он может долго и упорно отказываться идти домой с прогулки исключительно потому, что не желает менять свое решение.
Третий симптом связан с проявлениями строптивости. От негативизма их отличает то, что они направлены не столько на конкретно взрослого, сколько против всего образа жизни, который сложился у малыша. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, постоянное недовольство, сопротивление, капризы по любому поводу — выражение этого симптома.