Развитие личности у ребенка
Периоды становления новообразования сопровождаются кризисными явлениями, в которых отражается формирование новых видов деятельности, изменение формы общения ребенка со взрослым и отношения к себе.
На протяжении раннего возраста формируется новое отношение ребенка к предметному миру, которое заключается в том, что' в действиях с предметами он начинает руководствоваться представлением о результате; стремление к получению правильного результата становится регулятором его деятельности.
В отношении к взрослому в этом возрасте усиливается потребность малыша в оценке своих действий. Оценка взрослого начинает выступать для него объективной мерой правильности своих действий. Особенно острой потребность в оценке становится после 2,5 лет.
Отношение ребенка к самому себе начинает опосредствоваться успехами в предметной деятельности и характером общения со взрослым. В ходе самостоятельной деятельности и сотрудничества со взрослым формируется конкретная самооценка — отношение к результату своих действий.
К 3 годам возрастает стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого, осознание своего «Я», что выражается в словах «Я сам!» Сложный процесс становления нового отношения к себе обусловливает появление «кризиса трех лет. Симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка. В центре кризиса стоит сопротивление авторитарному воспитанию, борьба за самостоятельность.
Основным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса трех лет, выступает симптом комплекс «гордость за достижение», суть которого состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.