Развитие личности у ребенка
На протяжении первого года жизни складываются аффективно-личностные связи ребенка со взрослым, в которых отражается положительное отношение малыша к близким: доверие к ним, настойчивое стремление к общению. Эти качества одновременно свидетельствуют и о наличии отношения ребенка к самому себе, что выражается в положительном самоощущении, переживании им своей самоценности, в бодром, радостном настроении, в уверенности в себе. Под влиянием общения со взрослыми и индивидуального опыта у детей начинает складываться отношение к предметному миру, проявляющееся в настойчивости познания окружающего, усложнении способов ознакомления с предметами. Усиление активности в сфере общения и действий с предметами способствует развитию у малыша представления о себе как о субъекте коммуникативной и предметно-манипулятивной деятельности.
При благополучном опыте общения ребенка с окружающими его взрослыми к году три линии отношений завязываются в «узелок» (А.Н. Леонтьев), образуют устойчивую структуру. Ее стержнем становится отношение ребенка к себе, через которое преломляются его отношения к окружающим людям и предметному миру. Ребенок, обладающий активностью как сложившимся личностным образованием, все чаще начинает отстаивать свое право на свободу выбора действий, проявляет избирательные предпочтения в общении и предметных действиях, которые зачастую выглядят как упрямство, негативизм, капризы. Такое поведение ребенка является характерным для кризисного периода младенческого возраста.
В раннем возрасте происходит дальнейшее преобразование всех трех линий отношений, образующих развивающуюся личность ребенка.
Отношение к предметному миру. Изменение отношения ребенка к предметному миру связано с развитием его ведущей деятельности: она строится по пути усвоения культурно-фиксированного назначения и способов использования предметов. На протяжении раннего возраста растет осознание ребенком смысла деятельности взрослых, совершенствуется операционально-техническая сторона его собственной деятельности.