Развитие личности у ребенка
Под влиянием взрослого ребенок все чаще обращает внимание на результат своих действий, начинает стремиться к его достижению. Процессуальная сторона действия с предметами очень важна для него, а в игре остается главной, но в реальной жизни, при утилитарном, практическом использовании предметов, ребенок все чаще хочет получить такой же результат, как и взрослый. Если в начале второго года жизни, подражая взрослому, малыш воспроизводил лишь внешнюю картину его действия (например, подметая веником пол, оставлял вокруг себя мусор), то к концу раннего возраста главным для него становится получение правильного результата (теперь, подметая пол, он следит за тем, чтобы пол стал чистым). Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш также все чаще руководствуется замыслом, представлением о конечном результате действия.
Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели. Раздвигающиеся рамки окружающего мира стимулируют развитие его любознательности. Об этом свидетельствует стремление к изучению различных свойств предметов, вопросы познавательного характера, интерес к экспериментированию с незнакомыми предметами, природными веществами и пр. В процессуальных играх малыши начинают моделировать действия взрослых в условных обстоятельствах, что способствует развитию их творческого отношения к окружающему. Отношение к взрослому в раннем возрасте опосредствуется преобразованиями в ведущей деятельности. В период зарождения ее, примерно до полутора лет, ребенку больше всего нужно участие взрослого в совместных делах и помощь в случае затруднения. Поэтому первоначально у малышей складывается отношение к взрослому как к партнеру по совместной деятельности и помощнику. В то же время хотя дети и пытаются копировать действия взрослого, он пока еще не является для них в полном смысле слова образцом для подражания того, как нужно делать. В этот период, наблюдая за действиями старшего, малыш отбирает у него предмет и начинает действовать с ним самостоятельно, не обращая внимания на советы взрослого.