Развитие личности у ребенка

Четвертый симптом — своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.

Остальные три симптома имеют второстепенное значение и встречаются реже — как правило, в случаях возникновения резкого антагонизма в отношениях ребенка с семьей. Первый — бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми, постоянно ссорится с ними, ведет себя агрессивно. Второй симптом — обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может называть мать или отца бранными словами, которых ранее не произносил. Точно также у него меняется отношение к игрушкам: он замахивается на них, словно они живые, отказывается играть с ними. Третий симптом — стремление ребенка к деспотическому подавлению окружающих. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над близкими, стать господином положения. Часто такое поведение связано с чувством ревности по отношению к другим детям в семье.

Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.

Некоторые психологи считают, что само явление кризиса ненормально, связывают его с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, полагая, что при правильном воспитании кризис не является неизбежным. Другие видят в нем положительные стороны, поскольку, по их мнению, через противопоставление себя окружающим ребенок лучше осознает возможности, границы своего «Я», овладевает свой эмоциональной и волевой сферой, усваивает правила через нарушение запретов.

Исследования последних лет позволяют расширить представления о кризисе трех лет. К этому явлению стали относиться не только как к трудному периоду детства, состоящему лишь в негативном отношении к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. За негативной симптоматикой скрывается положительная тенденция ребенка к большей свободе и самостоятельности.