Развитие личности у ребенка

В то же время малейший успех может вызвать несоизмеримую с ним радость, хвастовство.

Трехлетняя девочка заявляет своим родителям: «Я сегодня так устала! Я свою кроватку лучше всех заправила, меня еще Женя просил, я ему тоже заправила и еще другим детям. Я лучше всех заправляю». В дальнейшем выяснилось, что ничего подобного в действительности не было, но девочку в этот день впервые похвалили за хорошо убранную постель.

В ходе предметной деятельности у ребенка развиваются новые личностные качества: произвольность и целеустремленность.

В сфере отношения к взрослым на первый план выдвигается острая потребность ребенка в оценке своих действий.

Девочка, подражая маме, начала убирать свою комнату. Мама, занятая срочной работой, не заметила усилий дочки. Та долго ждала реакции мамы и, не дождавшись, ворвалась в мамину комнату со слезами на глазах: «Когда ребенок убирает, он молодец?» — «Молодец»,— растерянно ответила мама. «Ну, так и скажи, что молодец».

В сфере отношения к себе у ребенка ярко проявляется «гордость за достижение», появляется обостренное чувство собственного достоинства, порождающее повышенную обидчивость, необоснованно эмоциональные вспышки. Достижения ребенка способствуют появлению у него самолюбия — мощного стимула к самосовершенствованию. Благодаря этому, создаются объективные предпосылки для освобождения его самооценки от мнения окружающих, что служит основой развития чувства самоуважения. «Гордость за достижение» является положительным итогом кризисного периода и раннего возраста в целом.

Сущность личности человека определяется совокупностью трех видов отношений — к предметному миру, другим людям и самому себе. На каждом из возрастных этапов образуются специфические личностные структуры, в которых эти виды отношений пересекаются, взаимно дополняя один другой. Каждый возрастной этап завершается возникновением личностного новообразования, появлением нового способа опосредствованного отношения ребенка к окружающему миру и самому себе.