Развитие личности у ребенка

В раннем возрасте в отношении ребенка к себе происходят кардинальные изменения. В центре их стоит формирование его отношения к результатам своих действий. Постепенно, в ходе овладения предметными действиями, он начинает ощущать необходимость в их оценке. Первоначально такая оценка находится на полюсе взрослого как образца «идеального результата» деятельности. На фоне положительного отношения к малышу взрослый все чаще обращает внимание малыша на результат его действий: хвалит в случае удачи, порицает неправильные действия, просит исправить их. Под влиянием таких оценок у ребенка начинает складываться конкретная самооценка, т.е. отношение к результату своей деятельности. И она уже не всегда положительная. Таким образом, возникает противоречие между двумя видами самооценки: абсолютно положительное отношение к себе, которое продолжает доминировать у малыша и в раннем возрасте, зачастую приходит в противоречие с неизбежными порицаниями взрослого. Психологическая трудность для ребенка в преодолении этого противоречия заключается в том, что в нем сталкиваются два вида отношений — ценностное (т.е. личностное, безусловное принятие малыша) и оценочное, определяющее ценность ребенка в зависимости от достижения какой-то конкретной внеличностной цели. И оба вида ценностей выражают ребенку одни и те же лица — близкие

взрослые.

Первоначально ребенок относит оценку взрослым своих действий к своей личности, что обусловливает его яркие аффективные реакции на порицания. Появление конкретной самооценки связано с тем, что он начинает отделять отношение к себе как к личности от отношения к своим конкретным действиям. Это позволяет смягчить аффективную напряженность восприятия им оценок взрослого, «по-деловому» относиться к замечаниям, перестраивать свою деятельность для достижения правильного результата.

С возрастом малыш ощущает себя все более компетентным в предметной деятельности и стремится к самостоятельности, к независимости от взрослого. Тенденция к самостоятельности, стремление действовать без помощи взрослых, самому преодолевать трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку, находит свое выражение в словах «Я сам!» Сдвиги, происходящие в личности и самосознании ребенка, ярко обнаруживаются в фактах осознания своего «я», в употреблении личных местоимений и притяжательных прилагательных (он все чаще произносит, обращаясь к взрослым, «моя», «мое», «мне»),

Личностное новообразование раннего возраста. В исследовании Т.В. Гуськовой был обнаружен своеобразный симптом комплекс в поведении детей от 2,5 до 3 лет, в котором пересекаются три выделенные линии отношения ребенка к предметному миру, взрослому и самому себе. Вот его основные характеристики.