Развитие образования во Франции
Нашествие варваров и падение западной римской империи знаменуют начало новой эры для той области Европы, где ныне расположена Франция. Античная культура с ее образовательными учреждениями постепенно уходит в прошлое. Церковь обращает франков в христианство. Она использует классическое наследие, заимствуя из него необходимые для обоснования христианства элементы, отвергая при этом античную религию и традиции свободомыслия: амбивалентное отношение к классической античности вообще характерно для европейской средневековой культуры.
Образовательные учреждения были представлены чаще всего, особенно в начале средних веков, монастырскими и епископальными, и гораздо реже церковными школами, предназначенными для подготовки духовенства; сюда принимались иногда и светские лица. Образование, носившее в основном устный характер, было основано на чтении Псалтыря и церковном пении. А в качестве языка культуры использовалась латынь. Ранняя европейская христианская культура зародилась главным образом в монастырях; при этом в VI-VII вв. она испытывала влияние ирландских и англосаксонских монахов-богословов.
Эпоха каролингов (VII-IX вв.) характеризуется подъемом культуры, связанным с политическими преобразованиями, с потребностью осмысления спорных религиозных текстовое возрождением письменности, с созданием школы и т.д. В последующие два века, в период ослабления королевской власти, вопреки бытовавшей некогда идее об откате в этот период культурного и просвещенческого движения, шел процесс обогащения монастырских библиотек и развития городских школ. Именно на XII в. приходится настоящий расцвет культуры, о чем свидетельствует появление в Европе университетов. Значительно возрастает число городских школ в крупных центрах (например, в Париже). Некоторые монастырские и епископальные школы имели репутацию, связанную с именами преподававших в них учителей. Среди этих школ были канонические, например, школа Виктор, открытая Гийомом де Шампо, и школы, которые можно было бы назвать «частными», даже если они оставались под контролем епископа. Наиболее знаменитая среди них - школа Пьера Абеляра (1079-1142), блестящего и язвительного вдохновителя «университетских распрей». Париж становился центром схоластической теологии и философии, куда стекались студенты со всего христианского Запада и где прочно обосновывались новые преподаватели.