Развитие образования в России
Настоящая глава состоит из трех разделов. Первый - российское просвещение с древних времен и до 1917 г., когда в стране совершилась социалистическая революция. Второй раздел посвящен истории советской школы с 1917 г. по 1991 г. И, наконец, третий раздел посвящен школе и педагогической мысли постсоветского периода с 1991 г. и вплоть до наших дней.
Современное российское педагогическое сознание имеет глубокие исторические корни. Оно включает в себя результаты многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. В его истории различимо несколько периодов, для каждого из которых характерна особая направленность педагогической мысли. При одновременном наличии в педагогике нескольких направлений и течений в каждый период выявлялось доминирующее, определяющее сущностные, главные черты образовательной и воспитательной практики своего времени. Этой идее подчинена периодизация данного раздела. В течение более чем тысячелетней истории российского просвещения, следующие направления сменили друг друга: народная педагогика (до X в.); православная педагогика (X-XVII вв.); государственная педагогика (XVIII — середина XIX вв.); общественная педагогика (середина XIX в. — 1917 г.); советская педагогика (1917-1990 гг.) и, наконец, постсоветская.
Чем дальше от нас отстоит тот или иной исторический период, тем меньше доходит до нас прямых и бесспорных свидетельств о педагогической практике людей того времени.
В глубокой древности воспитание у славян, как и у многих других народов, осуществлялось почти бессознательно. Родители заботились в первую очередь о кормлении детей, оберегая их от подстерегавших на каждом шагу опасностей, от неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в обычаях, образе жизни, в устном слове.