Развитие образования в Швейцарии
Каждый, кто ведет комплексное исследование истории образования и педагогической мысли Швейцарии, неизбежно сталкивается со следующей проблемой: Швейцария как единое федеральное государство существует только с 1848 г. в результате победы политического либерализма. Со времени своего основания в 1291 г., в течение многих веков, Швейцария являлась свободной конфедерацией (так называемая Старая конфедерация) и имела значительно меньшую территорию, чем сегодня.
Поскольку главной темой швейцарской истории образования является история швейцарской школы, следует выяснить, с каких пор и в каком смысле можно говорить о существовании единой школьной системы. Даже сегодня утверждение о том, что швейцарская школьная система является единой федеральной структурой, кажется, по меньшей мере, сомнительным, так как известно, что различные кантональные школьные системы развиваются относительно самостоятельно.
Важной темой швейцарской истории образования является история педагогических идей и педагогической мысли, и в данном случае начинать следует с кантонов Швейцарии. Вместе с тем в отдельные исторические периоды (Реформации или Просвещения) взаимосвязь основополагающих идей по вопросам образования и воспитания прослеживается далеко за пределами отдельных кантонов, поскольку по своей природе эти идеи являются общеевропейскими. Вместе с тем их понимание в кантонах отличалось, так как не существовало еще понятия «швейцарец», не было единого национального государства, как, впрочем, не было и понятия «европеец» в других странах Европы (Франции, Англии и позднее в Германии и Италии).
Можно предположить, что начиная со времени Гельветической (Швейцарской) республики подлинно швейцарская история образовательных идей связана с победой политического либерализма, который в отдельных кантонах в начале 30-х гг. XIX в. сменился периодом политической Реставрации и продолжился в современной конфедерации Швейцарии с 1848 и 1874 гг. (годы пересмотра конституции).
Теоретическая мысль сначала философского, а позднее педагогического характера по вопросам образования и воспитания, уже не связанная вплотную с религией, существовала в Швейцарии только с эпохи Просвещения и просветительской философии, представленной именами Руссо и Песталоцци.