Философско - педагогические и антропологические теории

Проектирование индивидуальных программ здорового образа жизни человека, но мнению автора, - это разработка и применение индивидуальных механизмов самозащиты человека от разрушающих факторов микро- и макросферы его жизнедеятельности и посильный вклад в создание комфортной среды общения и труда.

Заметим, что процессы становления новых понятий педагогики, обусловленных введением в систему педагогических категорий понятий "здоровье", "здоровый образ жизни" отмечаются и другими учеными. Так, С. Л. Братченко обращает внимание на одну из важных особенностей гуманистической педагогики — ее ориентированность на помощь ребенку в личностном росте. Он пишет: "Гуманистический вариант педагогики ориентирован не на передачу информации, формирование знаний, усвоение способов деятельности, элементов культуры — это личностно-центрированный процесс, совпадающий по главным целевым и процессуальным характеристикам с гуманистической моделью терапии; и образование, и терапия ориентированы, прежде всего, на помощь в личностном росте" .

Все это подтверждает, что введение здоровья в систему педагогических категорий является востребованным и обоснованным как на уровне теории, так и на уровне практики.

Востребованность категории здоровья в практике проявляется в определении здоровье затратного или здоровье сберегающего потенциала педагогического процесса. Положительной тенденцией является стремление проектировать педагогический процесс как здоровье сберегающий.

Под здоровье сберегающим педагогическим процессом мы понимаем педагогический процесс, в основе которого лежит здоровье сберегающий принцип.

Введение валеологического принципа в систему существующих принципов педагогического процесса обосновала в своем диссертационном исследовании Л.В. Куклина. Внедрение новых принципов должно быть доказано теоретически и практически. А. Н. Звягинцев указывает на необходимость связи принципа обучения с отражением в реальном процессе обучения педагогической идеи. "Идея проявляется в качестве принципа обучения тогда, когда она начинает относиться не к отдельному компоненту или ряду компонентов учебного процесса, а ко всей системе компонентов обучения, к обучению в целом"....