Философско - педагогические и антропологические теории
Проблема разрушения здоровья педагогов и обучающихся в педагогическом процессе является назревшей, угрожающей, требующей скорейшего решения. В этой связи актуально утверждение В. А. Зверевой о том, что "выдвижение новых систем принципов или отдельных принципов обязательно должно быть обосновано глубоким анализом состояния практики, ее потребностей, и при этом должна быть доказана их необходимость, действенность" .
Л. В. Куклина, доказав правомочность и необходимость введения в систему дидактических принципов здоровье сберегающего принципа, сформулировала его как "сохранение и укрепление в педагогическим процессе здоровья его субъектов". По мнению автора, введение данного принципа превращает здоровье в субдоминанту педагогического процесса, что позволяет целенаправленно отслеживать влияние факторов педагогического процесса на здоровье, прогнозировать возникновение "здоровье затратных" ситуаций, уделять особое внимание здоровью на "кризисных" этапах обучения, более гибко строить учебный процесс.
Реализация этого принципа предполагает:
1) изменение ценностных ориентации педагогического процесса и включение в систему абсолютных ценностей здоровья его субъектов;
2) формулирование требований к содержанию образования, формам и методам организации педагогического процесса, соблюдение которых обеспечивает его выполнение:
• отбор образовательных программ в разных типах учебных заведений должен осуществляться с учетом того, что обучаемый должен получать достаточные знания о здоровье своем и других, способах его сохранения и укрепления, о негативных факторах, влияющих на здоровье;
• структура содержания образования должна обеспечивать условия, при которых у каждого обучаемого по мере его развития складывается целостное знание о здоровом образе жизни, о возможных жизненных стратегиях, ответственности самого человека за свое здоровье и свою судьбу;