Философско - педагогические и антропологические теории
Во-первых, в психологии, ориентированной на обеспечение структурных и качественных преобразований в системе образования страны и её подсистемах, разрабатываются проблемы проектирования на основе разного рода моделей образовательных сред. Например, В.А. Ясвин рассматривает две методики моделирования образовательных сред - "векторное моделирование" и модель проектного поля".
Образовательная среда рассматривается автором как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в её окружении. По мнению автора, структурная модель образовательной среды должна содержать три базовых компонента: пространственно-предметный, социальный и организационно-технологический.
Проектирование образовательной среды - это взаимосвязанное проектирование каждого из компонентов в контексте организации системы возможностей для удовлетворения всего иерархического комплекса потребностей и реализации личностных ценностей всех субъектов образовательного процесса. Методической "матрицей" проектирования в этом случае служит модель проектного поля образовательной среды, предлагаемая автором.
Второе направление связано с разработкой системы управления качеством подготовки специалистов с высшим образованием , занимаясь проблемами образовательных стандартов в высшей школе и созданием системы научно-обоснованных государственных требований к студентам, это направление создает технологии проектирования, в которых основу структуры составляет концептуальная модель специалиста. Важно подчеркнуть, что поскольку в соответствии со ст. 33, п.9 Закона "Об образовании" содержание, организация и методика образовательного процесса предметом экспертизы не являются, проектируется в этих технологиях "конечный продукт" - результат педагогического процесса по каждой специальности.