Философско - педагогические и антропологические теории

Принципиальное значение имеет определение понятия здорового образа жизни , поскольку ЗОЖ представляет собой категорию, соотносимую и с философскими идеалами — представлениями о достойном человека образе жизни, и с социальными потребностями и возможностями общества на каждом конкретном его этапе, и с медицинскими критериями оценки здоровья, причем не только физического, но и психического, и нравственного.

Попытки дать исчерпывающее определение понятия ЗОЖ мы находим в философских работах В.П. Петленко, Н.К. Смирнова; в медицинских исследованиях И. И. Брехмана; Т.В. Карасевой, Ю.П. Лисицына; в педагогических разработках Б.А. Воскресенского; Л.В. Куклиной; С.В. Попова, А.А. Семенова.

В. Н. Максимова предлагает определение здорового образа жизни с позиций новой области науки - акмеологии. "С позиций акмеологии, ЗОЖ - это гибкий индивидуальный способ успешной жизнедеятельности в соответствии с изменяющимися уровнями биологического и социального развития человека, на основе приоритета ценностно-смысловой установки на здоровье и в целях социальной адаптации и творческой самореализации личности" . Показателями здорового образа жизни, по Максимовой В.Н., являются отсутствие вредных привычек, двигательная активность, рациональное питание, стрессоустойчивость, стремление к духовно-нравственному совершенствованию и реализации творческого потенциала, контроль за средой жизнедеятельности, оздоровительные процедуры, медицинский контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, контроль сексуальных взаимоотношений и межличностных отношений, овладение приемами психической само регуляции.

Таким образом, установка на здоровье и ЗОЖ становится ведущим фактором в формировании, укреплении и сохранении здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде.