Философско - педагогические и антропологические теории

Психологическое здоровье - индивидуальная динамическая совокупность психологических свойств конкретного человека, которая позволяет последнему адекватно своему возрасту, полу, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью

.

В докладе Комитета экспертов ВОЗ сказано, что нарушения психологического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями .

Термин «духовно-нравственное здоровье» широко употребителен, однако пока в научной литературе, в том числе педагогической, нет определения этой категории не только потому, что не выявлены объективные показатели этого феномена, но и потому, что в обыденном сознании сложились неоднозначные и даже противоречивые подходы к описанию его содержания. Понятие духовно-нравственное здоровье не имеет количественной характеристики, оно либо есть либо его нет. Тогда можно говорить о духовно-нравственном нездоровье человека. О духовно-нравственном здоровье человека говорит доброта, терпимость, любовь и уважение к людям, стремление к истине, красоте, вера в Бога, людей. Духовно-нравственная болезнь проявляется в пренебрежении и несоблюдении моральных и общественных норм, вспышках гнева, ненависти в отношении других людей, конфликте с окружающими. Пустота в духовном мире молодежи толкает их к образу жизни, который разрушительно действует на их здоровье .

Определим некоторые особенности введения здоровья в систему педагогических категорий:

1. Востребованность в последние десятилетия в педагогических науках гуманистической парадигмы пробудила к жизни и стимулировала развитие ранее сложившихся теоретических концепций и научных направлений, рассматривающих педагогическую антропологию как основание педагогики, а человека как предмет воспитания. Именно педагогическая антропология, как особая область человек ведения, осуществляющая "синтез всей культуры человек ведения в интересах педагогики" может стать сферой аккумуляции знания о здоровье в педагогике.