Философско - педагогические и антропологические теории
В случае учета при проектировании педагогического процесса здоровье сберегающего принципа, сама сущность и содержание принципа теоретически исключают возникновение названных факторов риска. А отсутствие их проявления в реальном педагогическом процессе зависит от профессиональной компетентности, от уровня готовности педагога к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса. Таким образом, наличие и степень выраженности перечисленных факторов риска в педагогическом процессе могут быть использованы в диагностике степени сформированности готовности учителя к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса.
Для разработки подходов к обучению студентов проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса необходимо определить сущность педагогического проектирования.
В педагогике и психологии проектирование рассматривается в двух аспектах: и как самостоятельный особый вид деятельности, и как один из её функциональных компонентов.
Сущность и характеристики проектирования как вида деятельности рассматривались в психологии труда Е.А. Климовым, Б.Ф. Ломовым .
В.Д. Шадриков, исследовавший теоретические проблемы индивидуальной деятельности человека и его способностей, рассматривает проектирование как создание ориентировочной программы будущей деятельности. При этом он выделяет программы трех уровней:
- отражающие только структуру исполнительных компонентов деятельности;
- отражающие структуру информационных и исполнительных компонентов деятельности;
- отражающие структуру, информационных и исполнительных компонентов деятельности .