Философско - педагогические и антропологические теории

Здоровье человека в системе педагогических категорий рассматривается как динамичное, изменяющееся под влиянием внешних и внутренних причин специфическое целостное образование, обнаруживающее себя в самосохранении, укреплении и поддержании на протяжении всей жизни человека, являющееся необходимым условием его полноценной свободной жизни, , отсутствие болезни ; устойчивость к действию болезнетворных факторов, способность сохранять состояние здоровья и работоспособности при неблагоприятных изменениях внешней среды, т.е. адаптационные возможности организма .

Говоря о втором виде здоровья - психологическом, мы вслед за С.Я. До-лецким имеем в виду свойство человека противостоять психологическим перегрузкам или недогрузкам.

Термин «психологическое здоровье» был введен лишь недавно, однако описываемые этим понятием личностные особенности являлись предметом исследования многих авторов и рассматривались в различных аспектах.

Так иногда психологическое здоровье описывается в терминах состояния, как баланс между различными аспектами личности человека , между потребностями индивида и общества, который поддерживается постоянными усилиями . Некоторые исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты . Многие авторы делают акцент на его функциях: поддержании равновесия между личностью и средой, адекватной регуляции поведения и деятельности человека, способности противостоять жизненным трудностям без отрицательных последствий для здоровья . Нередко для обозначения психологического здоровья используются синонимичные понятия «сила Я», «духовное здоровье».

Большинство описаний того, как проявляется психологическое здоровье содержит или подразумевает такое важнейшее свойство человека, как стрессоустойчивость, или жизненная стойкость человека, то есть способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Оно, в свою очередь, предполагает активность личности, способность её к усилиям, к определенному напряжению, побуждающему к действию, сопротивлению трудностям.