Философско - педагогические и антропологические теории
Стрессовая ситуация не приводит психологически здорового человека к душевному смятению, апатии и бездействию, она заставляет его функционировать более интенсивно, с большей самоотдачей, либо делать сознательный выбор в предлагаемых условиях, либо создавать альтернативные условия, исключающие повторение осознанных трудностей. Еще одно ключевое для описания психологического здоровья слово — гармония. Это ни что иное, как баланс между различными частями «Я» человека, между физическим, эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным аспектами. Это также гармония между человеком и окружающими людьми, между человеком и природой. Гармония не как статическое состояние, а как жизнь в непрерывном развитии, в постоянном изменении.
Психологическое здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности, с поиском и осознанием путей достижения душевного покоя, а также способностью сочетать согласие с самим собой и активную позицию в жизни. Психологическое здоровье взрослого человека предполагает осознанную потребность в духовном развитии.
Можно провести аналогию между духовностью и само актуализацией, которая также является характеристикой психологически здоровых людей. По
К. Роджерсу и А. Маслоу, врожденная потребность человека в само актуализации выражается в стремлении к самосовершенствованию, реализации своих творческих способностей. Само актуализация не отражает всю полноту духовности, но в некоторых аспектах сходна с ней.
Таким образом, духовность предполагает, с одной стороны, гармоническое взаимодействие с миром, с другой — ориентацию человека на постижение смысла жизни, выполнение жизненной задачи, без которых, как нам представляется, невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья.
На основании представленного анализа мы сформулировали для себя определение психологического здоровья как динамической совокупности психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, само актуализацию.