Развитие образования в Греции
Османская оккупация (особенно после падения Константинополя в 1453 г.) отрицательно повлияла на греческую интеллектуальную жизнь и образование. Причины упадка греческой культуры в этот период, по мнению многих историков, были следующие: бегство большинства греческих мыслителей в Западную Европу; разрушение старинных интеллектуальных центров бывшей Империи; уменьшение населения в городах; экономические проблемы и обеднение населения; различные демографические потрясения и т.д. «Темный период» греческой интеллектуальной жизни продолжался почти 150 лет. В этот период не было создано ни одного оригинального произведения на греческом языке. Конечно, интеллектуальная традиция и педагогическая активность не прервались полностью, некоторые ученые оставались и продолжали учить.
Наиболее значительным представителем греческой культуры XVI в. считают Иоанна Зигомаласа. Он родился в Науплионе (1498) и по окончании обучения в Падуе преподавал литературу, будучи главой греческой школы в Андрианополисе. Позднее он становится главою Патриаршей школы, которая была им реорганизована.
Последним из греческих литераторов, живших в первый период Османского завоевания, был Феодосии Зигомалас, глава Патриаршей Академии в Константинополе, основанной в 1454 г., которая давала светское высшее образование, хотя главной ее задачей было духовное образование.
В целом все греческие педагоги, несмотря на свои обязанности в школах и академиях, обычно преподавали и как частные учителя грамматики древнегреческого языка, риторики, философии Аристотеля и теологии.
В те времена существовала также простейшая трехуровневая образовательная система, включавшая в себя начальную, среднюю и высшую ступени. Сохранилось немного свидетельств о формах образования для девочек. Свидетельства путешественников о греческих школах не дают ясной картины общего состояния образования. Например, не всегда упоминалось, когда шла речь о начальной или средней школе, общественной или частной, учитель - мирянин или священник, школа располагалась в церкви или в отдельном здании, неизвестны количество, возраст и пол учащихся и т.п.