Организация развивающей предметной среды
Следует обязательно предусмотреть «уголок уединения», где малыш может спрятаться, играя в прятки, или, испытывая коммуникативные перегрузки, некоторое время побыть в одиночестве. Это может быть отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, в котором могут поместиться 1—2 ребенка.
Мебель и оборудование располагаются так, чтобы было достаточное пространство для двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.
Оформление приемной и групповой комнаты должно пробуждать у них познавательные интересы, эмоции и чувства. Цветовая отделка помещения не должна быть тусклой, она должна стимулировать активность детей и в то же время не пере возбуждать их. На стенах размещаются аккуратно оформленные картины и репродукции, закреплены полочки, на которых экспонируются работы взрослых и детей, стенд или специальные рамки, в которые вставляются детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть расположены на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия. Хорошо, если они будут выполнены в разных техниках и жанрах, дающих детям представления о различных графических языках. Экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства могут отражать местный или национальный колорит той или иной культуры, особенности художественных промыслов данного региона.
На небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало таким образом, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это очень важно для формирования у детей раннего возраста образа себя. Для поддержания эмоционального благополучия малышей в изголовье каждой кроватки можно закрепить фотографию мамы ребенка или его семьи.