Организация развивающей предметной среды
Наряду с сюжетными игрушками необходимо предоставлять детям неоформленный материал — природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей.
Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.
Обеспечение безопасности среды. Предметная среда должна быть безопасной, т.е. организовываться таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм.
Следует так располагать мебель и оборудование, чтобы дети и взрослые могли свободно передвигаться по комнате. Мебель, перегородки должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья — не иметь слишком острых углов, цветы в горшках — стоять подальше от края подоконника. Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и пр.) должны быть недоступны для малышей.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет санитарное состояние помещений (отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.).
В свободном доступе не должны находиться слишком мелкие предметы, которыми малыш может причинить вред своему здоровью (подавиться, засунуть в нос или в ухо). Игрушки должны быть чистыми, исправными, не иметь деталей, которые могут поранить ребенка. В игровой комнате, в спальне и в приемной не должно быть пластиковых пакетов, веревок, которые могут вызвать удушение. Со всеми этими предметами дети могут играть только под присмотром взрослых.