Организация предпрофильной подготовки учащихся в рамках реализации вариативной модели профильного обучения

При завершении профильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения, но и портфолио, особенно раздел «Отзывы и рекомендации». Именно в этом разделе предполагается получить самооценку ученика по различным составляющим его деятельности: отношение к обучению, к какому-либо конкретному разделу или предмету, изучаемому в рамках общеобразовательной школы или в системе дополнительного образования, к полученному опыту работы, социальным практикам, коммуникативной деятельности и т.п. В подходах к самооценке можно увидеть уровень социальной зрелости и определить готовность к самостоятельному построению своего жизненного и профессионального пути школьника.

Важность подготовки к этому ответственному выбору — профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии — определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8–9-м классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.